НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том LI, С. 585-588
опубликовано: 28 февраля 2023г.

НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Содержание
Новодворская икона Божией Матери. 1866 г. (Благовещенская ц. в г. Суража Брянской обл.)Новодворская икона Божией Матери. 1866 г. (Благовещенская ц. в г. Суража Брянской обл.)

(Празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери. Согласно преданию, икона была написана свт. Петром, митр. Московским († 1326), в Зап. Руси на Волыни (ныне историческая область на северо-западе Украины).

Предание гласит, что свт. Петр, будучи монахом одного из мон-рей на Волыни, прославился как «иконник чюден» (Жития св. Петра митрополита. 1995. С. 415) и еще до своего игуменства «иконы свои… раздавал чрез своего наставника братии и некоторым христолюбцам, посещавшим обитель, а иногда и продавал, чтобы творить милостыню нищим» (Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 20). Согласно краткому Житию, авторство к-рого приписывают современнику свт. Петра Прохору, еп. Ростовскому († 1328) (редакция XVI в., см.: Там же), буд. митрополит основал на р. Рати в местечке Нов. Дворец мон-рь, названный затем Новодворским, где он, став игуменом, не оставил занятий иконописанием (см.: Жития св. Петра митрополита. 1995. С. 415). Одну из икон с образом Богоматери (какой, Житие не уточняет) игум. Петр подарил в 1301 г. свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси, посетившему мон-рь, тот украсил икону «златом и каменеем драгим и моляшеся ей, прося милости миру» (Там же). После смерти свт. Максима провозгласивший себя митрополитом Геронтий забрал содержимое ризницы, иконы, в т. ч. образ Божией Матери письма свт. Петра. На пути в К-поль, куда Геронтий отправился с целью получить благословение патриарха, корабль сбился с курса. Тогда в сонном видении ему явился образ Богоматери, написанный свт. Петром, и Божия Матерь возвестила: «Не имаши ты подъяти мене, ни великаго чину священническаго, но от негоже руку створена есмь, тый мя восьприимет, той убо святитель будеть» (Там же). Геронтий добрался до К-поля, но на митрополию был поставлен свт. Петр. Благословляя его, патриарх К-польский Афанасий вернул ему образ Божией Матери. В Житии свт. Петра не приводится описание иконы и не упоминается ее название «Новодворская» как отражающее происхождение; возможно, это наименование появилось в позднее время.

Иконография Н. и. позволяет утверждать, что ее протографом являлась Ченстоховская икона Божией Матери. Примерно с 1270 по 1382 г. Ченстоховская икона пребывала на волынских землях в Белзском замке, находившемся в ведении правосл. духовенства. По преданию, икона была написана ап. Лукой, а на Волынь принесена в XIII в. из Киева кн. Львом I Даниловичем (ок. 1228 - ок. 1301). В период княжения Льва I Даниловича на Волыни (после 1292) эта территория была плотно заселена (Холм, Белз, Луцк, Львов, Перемышль, Галич, Владимир-Волынский и др.) и изобиловала храмами и мон-рями. Перенесение такой святыни на Волынь не могло остаться незамеченным православными: как следствие, должны были появиться ее списки.

Новодворская икона Божией Матери из Каменского Успенского мон-ря. Фототипия. Кон. XIX — нач. ХХ в.Новодворская икона Божией Матери из Каменского Успенского мон-ря. Фототипия. Кон. XIX — нач. ХХ в.

Первоначальная иконография Ченстоховской иконы имела византийское происхождение, возможно, она являлась списком к-польской «Одигитрии». В 1382 г. польск. кн. Владислав Опольский перенес Ченстоховскую икону на Ясную гору близ Ченстоховы, в мон-рь паулинов. Напавшие на мон-рь иконоборцы-табориты значительно повредили икону, и в сер. XV в. на той же доске было написано практически полностью новое изображение в традициях раннего итал. Возрождения, в т. ч. лик Богоматери со шрамами на правой щеке.

Подтверждением того, что в XVII в. Н. и. ассоциировалась с Ченстоховской иконой, служит гравюра 1680 г. мастера с инициалами «JS». На гравюре с большой степенью точности воспроизведена икона из Ченстоховы (удлиненный овал лица Божией Матери, узкий разрез глаз и рана на правой щеке), однако под изображением имеется надпись на латыни, свидетельствующая, что это Н. и.: «Santa NoVoDVorIa Virginis» («Святая Новодворская Богородица»). Изображение ран на щеке Богоматери говорит о том, что Н. и. как список Ченстоховской иконы была создана позднее XV в., т. е. после поновления первообраза. Следов., свт. Петр, живший на 100 лет раньше событий, с которыми связано повреждение Ченстоховской иконы, не мог создать Н. и. как ее список с изображением раны на ланите Божией Матери. Кроме того, если допустить, что свт. Петр мог написать икону во время пребывания образа в Белзском замке, она должна была иметь черты визант. протографов, а не итальянизирующей живописи. Т. о., связь Н. и. с именем свт. Петра является лишь преданием.

В Каменском Успенском мужском мон-ре на р. Сновь в Новозыбковском у. Черниговской губ. (закрыт в 1928; ныне пос. Забрама Климовского р-на Брянской обл.) до XVIII в. хранились «записки», содержавшие сведения о свт. Петре, Н. и. и чудесах от нее (сгорели во время пожара в апр. 1781). Отрывочные сведения из них сохранились в монастырской описи, составленной в 1781 г. Согласно «запискам», чудотворная икона находилась в Новодворском мон-ре до подписания Брестской унии в 1596 г., а затем была перенесена в Чернигов: «До гонения униатов на православие и во время гонения за нападением поляков на монастырь новодворский и за ограблением онаго бывший там строитель иеромонах Иаков взял оную икону, бежал в Малороссию и принес в Елецкий Черниговский монастырь, в котором он был экономом» (ГА. Черниговской обл. Ф. 679. Ед. хр. 1276. Л. 23 об.). 14 авг. 1677 г. икону перенесли крестным ходом из старой церкви во вновь построенную. При этом событии присутствовал свт. Димитрий Ростовский. 16 авг. Никодим, епископ Целерский, произнес после обедни проповедь, в которой рассказал о чудесах от Н. и., совершившихся во время крестного хода.

В 1720 г., после устроения Суражицкого (Волосовичского) Благовещенского муж. мон-ря, Н. и. перенесли в г. Сураж (ныне районный центр Брянской обл.) (Там же. Л. 24), где икона получила название Суражской Новодворской, или Суражской. В кон. XIX в. она еще находилась в соборной церкви мон-ря, к тому времени уже упраздненного (1786). Икона, облаченная в драгоценную ризу, помещалась в отдельно стоящем киоте с колоннами, украшенном барочными картушами и резьбой. На фотографии нач. ХХ в. под слоем потемневшей олифы просматриваются только общие черты иконографии. Впосл. икону перенесли в новгород-северский Спасо-Преображенский мон-рь; в наст. время ее местонахождение неизвестно. В 1997 г. один из ее списков был пожертвован в Крестовоздвиженскую ц. Нежина.

Списки

XVII-XIX вв., получившие распространение на территории Малороссии, имеют общую иконографию. Богоматерь изображена фронтально, по пояс, с сидящим на Ее левой руке Младенцем. Ее голова немного повернута вправо, правая рука поднята до уровня груди. Мафорий с широкой каймой прописан вдоль лика тяжелыми крупными складками; риза Богоматери, а иногда фон и нимбы украшены крупными звездами. Богомладенец сидит прямо, правая ручка поднята в двуперстном благословении, в левой - Евангелие, к-рое лежит на корешке, а не стоит вертикально. На головах Богоматери и Христа - пышные короны закрытого типа, немного заостренные кверху, иногда увенчанные крестиками.

В 1656 г. Богоматерь Ченстоховская была провозглашена Владычицей и Покровительницей Польши. Списки Ченстоховской иконы проникли в Россию через Малороссию благодаря распространению гравюры. Их можно разделить на 2 группы. В основе первой - гравюра Г. П. Тепчегорского (1711) с изображением иконы Богоматери с Младенцем в коронах, икона в драгоценном окладе с привесками, дарами и ex voto. В России данная иконография получила название «Умягчение злых сердец». В основе 2-й - традиц. извод Богоматери с Младенцем в коронах, идентичный Н. и. Списки Ченстоховской иконы, получившие распространение на юго-зап. окраинах России, обрели самостоятельность как местные чудотворные образы с названиями, связанными с местами прославления: Н. и., Суражская, Рудненская (Руденская), Любечская, Мохнатинская, Дубовичская (Дубовицкая), Домницкая, Печерская икона из Введенского мон-ря в Нежине и др.

Во 2-й пол. XVII в. список Н. и. принадлежал Лазарю (Барановичу), архиеп. Черниговскому. Будучи начальником Киево-Братского и Кирилловского духовных уч-щ, владыка часто посещал подведомственные владения, в частности Купятицкий и Новодворский мон-ри. В одной из поездок он приобрел список чудотворной Н. и. Ок. 1687 г. архиеп. Лазарь благословил своей келейной Н. и. иером. Иону (Болховского) на основание Каменского Успенского мон-ря на р. Сновь, средства на строительство к-рого пожертвовал гетман И. С. Мазепа. В 1764 г. муж. мон-рь был упразднен, в его стены в 1786 г. были переведены сестры Печеникского мон-ря (ныне Стародубский р-н Брянской обл.). Ежегодно 20 дек., накануне дня преставления свт. Петра, митр. Московского, в Каменском Успенском жен. мон-ре проходили торжества в честь Н. и. Еженедельно по субботам перед иконой читали акафист. С 1889 г. ежегодно 26 июня совершался крестный ход со святыней в память о «грозном посещении обители... когда от громового удара сильно пострадала внутренность и внешность главного храма обители» (Православные русские обители. С. 533), а Н. и. осталась невредимой.

Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске)Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске)

Согласно фототипии кон. XIX - нач. ХХ в., Н. и. из Каменского Успенского монастыря написана в живописной манере. Ее иконография соответствует иконографии Ченстоховской иконы Божией Матери.Ризы Девы Марии усыпаны звездочками. Головы Богоматери и Младенца венчают короны закрытого типа, украшенные барочным растительным орнаментом. Спереди над обручем расположен овальный медальон, у Богоматери в нем просматривается буква М. Возможно, запечатленная на фототипии икона (поверхность не затемнена, и отдельные элементы просматриваются четко) подвергалась поновлениям, т. к. манера письма более характерна для провинциальной малороссийской живописи 2-й пол.- кон. XIX в. Наличие корон на головах Богоматери и Младенца и отсутствие изображенных привесов к иконе говорят о том, что прообразом для нее послужил список, созданный в период от 1656 г. до рубежа XVII и XVIII вв., т. е. в промежуток времени между коронованием Ченстоховской иконы и появлением в рус. иконописной традиции изображения на Ченстоховской и Н. и. драгоценных даров. Такой тип вполне соотносится с датой дарения архиеп. Лазарем (Барановичем) Каменско-Успенскому мон-рю в 1687 г. келейного списка.

Один из списков Н. и. находился в киевском Златоверхом Михайловском мон-ре, где располагался в соборном храме на столбе за правым клиросом.

В фондах Черниговского художественного музея находится подписная икона, датированная 1823 г. (№ ЧХМ 1740). Несколько примитивная манера письма и тяжелый рисунок указывают на работу местного иконописца. Внизу помещена надпись: «Изображение Чудотворнаго образа Пресвятой Богородицы С[ур]ажского Благовещенскаго монастыря. Написася 1823 года августа 3 дня».

В 1991-2002 гг. в Сураже на месте разрушенного Благовещенского храма был возведен новый. В возрожденную церковь прихожане пожертвовали аналойный список Н. и., на нижнем поле которого сохранилась надпись: «Изображение иконы Пресвятыя Богородицы Чудотворной называемой Новодворская, обретающейся ныне Епархии Черниговской в Благовещенской Суражской церкви. 1866 года февраля 17 дня». В этом образе просматриваются и иконографические, и живописные особенности Ченстоховской иконы как протографа. Это не только положение фигур, жесты, расписанные золотыми звездами ризы Богоматери и Младенца, но и подчеркнутая «темноликость» Богородицы.

На Н. и. (Суражской) (частное собрание; 25×34 см) под образом Богородицы с Младенцем помещена надпись: «Изображение Богородицы Новодворской Суражской». По толстому слою левкаса наплавлен еще один слой, образующий «жемчужный» орнамент на ризах и венцах, левкас покрыт золочением, по нему и было написано изображение. Поверхность покрыта плотной сеткой крупных кракелюр, красочный слой потерт, личное поновлялось.

Иконография иконы сер.- 2-й пол. XIX в. (частное собрание; 21×29,5 см) соответствует иконографии Н. и., но имеет нек-рые отличия: Евангелие в руках Младенца Христа написано не горизонтально, а вертикально. Кроме того, искажен жест двуперстно благословляющего Богомладенца (мизинец не прижат к ладони, а направлен вперед). Яркие краски, насыщенные цвета, выбеленное личное с вытянутыми овалами ликов и длинными тонкими носами - признаки, характерные для поздней провинциальной укр. иконописи.

Н. и. из ГМИР (Инв. № Б-4787-IV), написанная в технике масляной живописи на доске небольшого размера (26,6×22 см),- образец иконописи XIX в., иконографически соответствует образцам иконы, воспроизведенным в лит-ре.

История появления Н. и. в Свято-Троицком жен. мон-ре в Курске связана с постройкой в обители в 1836 г. каменного одноэтажного храма с приделом в честь Н. и. В наст. время икона находится в возрожденной обители. Судя по состоянию красочного слоя, образ неоднократно подвергался поновлениям и кустарным чинкам. Несмотря на это, икона является замечательным образцом синтеза древних иконографических традиций и живописных приемов, характерных для русской иконописи синодального периода. Общая композиция дополнена новыми элементами - 4 овальными медальонами с избранными святыми, расположение которых традиционно только в верхней части иконы: в левом верхнем углу фона находится изображение Тихвинской иконы Божией Матери, в правом - образ св. Иоанна Крестителя. Медальоны с изображением архангелов Михаила и Гавриила в нижних углах расположены симметрично верхним медальонам, но нарушают стройность центрального изображения, поскольку написаны поверх мафория Богородицы. Положение Божией Матери и Младенца, короны закрытого типа, длинная далматика на Богомладенце и Евангелие у Него в руке - все отвечает особенностям икон круга Ченстоховской и Н. и. (кроме именословного жеста Иисуса Христа, в соответствии с иконописной традицией синодального времени). На плечах Богоматери написано жемчужное ожерелье в 3 нити с овальной подвеской с изображением 4-конечного креста, у Младенца - драгоценная барма с жемчужными нитями в 4 ряда. Подобный тип украшений на Н. и. впервые встречается на гравюре Тепчегорского «Изображение чудотворного образа Пртой Бцы Новодворския» (нач. XVIII в.), которая, вероятно, послужила прообразом для курской иконы. На гравюре мастер воспроизвел часть драгоценного привеса Ченстоховской иконы, что в свою очередь еще раз подтверждает непосредственную связь и отождествление Н. и. с Ченстоховским образом.

Арх.: Солнце Пресветлое. 1714-1715 гг.: Ркп. // МГУ НБ. № 10536-22-71. Л. 45, 52; Описи Николаевского Каташинского Антоновского, Лебединского и др. мон-рей за 1781 г. // ГА Черниговской обл. Ф. 679. Ед. хр. 1276. Л. 23 об.- 24.
Ист.: [Василий (Богоявленский), еп.]. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX вековой её истории. К., 1911. С. 34, 67, 115, 133; Жития св. Петра митрополита и самый текст одного из них, написанный еп. Прохором // Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 414-417.
Лит.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. № 1315; Зверинский. Т. 1. С. 162. № 243; Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез Ея св. иконы. М., 1891. С. 223; О Новодворской иконе Божией Матери - главной святыне Каменского мон-ря // Чернигов. епарх. изв. 1892. Приб. № 2. С. 68-78; Каменский Успенский жен. мон-рь и его святыня // Там же. № 14. С. 610-635; Поселянин. Богоматерь. С. 759-762; Поздеева И. В. Вновь найденный сборник Симеона Моховикова с гравюрами Г. П. Тепчегорского // Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв. М., 1976. С. 175-198; Рогов А. И. Ченстоховская икона Богоматери как памятник византийско-русско-польских связей // ДРИ. 1972. [Вып:] Худож. культура домонг. Руси. С. 316-321; Седова Р. А. Свт. Петр митр. Московский в лит-ре и искусстве Др. Руси. М., 1993. С. 9-10; Андерсон П. Россия, Польша и Ченстоховская икона Богородицы. М., 2003. С. 19; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие. К., 2004. Ч. 1. С. 216; Басова М. В. О двух иконах Богоматери Новодворской в собр. ГМИР // Предметный мир религий: Мат-лы XII С.-Петербургских религиовед. чт. СПб., 2005. С. 19-23; Бусева-Давыдова И. Л. «Ченстоховская» или «Умягчение злых сердец»?: Загадка одной богородичной иконографии // Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2007. № 5(47). С. 52-56; Злотникова И. В. Чудотворные иконы Брянского края: Проблемы иконографии // Молодые об искусстве: Мат-лы науч. конф. М., 2008. Вып. 1. С. 40-53; она же. Новодворская икона: Прообраз и списки: проблема бытования // Церковь и об-во: история и современность: Мат-лы IV науч.-образоват. Знаменских чт. Курск, 2009. Т. 1. С. 135-141; она же. Икона Божией Матери Ченстоховская в синодальной и старообрядческой иконописи // Молодые об искусстве: М., 2011. [Вып. 2]. С. 135-145; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени // Польша - Россия: Искусство и история. Warsz.; Toruń, 2013. S. 71-77; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени // Антиквариат: 2014. № 1/2 (113). С. 6-14; Алексеев В. П., Злотникова И. В. Правосл. святыни Брянщины. Брянск, 2014.
И. В. Злотникова
Рубрики
Ключевые слова
См.также